deHack.ru » Статьи по безопасности » Информационные ресурсы государства и их защита

Информационные ресурсы государства и их защита



Современные общественно экономические процессы обусловливают высокую социальную значимость и нередко - стоимость информации. Информационные ресурсы выступают важным, необходимым элементом экономических, политических, правовых и других общественных процессов. Информация в различных формах и виде включена в рыночные отношения. Не являются исключением и информационные ресурсы, созданные государством (государственными органами). Однако преимущественно экономические факторы обуславливают практическую целесообразность четкого определения перечня и форм информационных ресурсов государства. А поскольку данная сфера общественных отношений должна регулироваться по принципу четкого закрепления на уровне закона, то возникает необходимость научно-теоретического обоснования содержания информационных ресурсов государства, критериев отнесения определенных сведений, информационной продукции к государственным информационным ресурсам и т.д. Также важным является осмысление вопроса защиты информационных ресурсов государства, учитывая их стоимость, важность для эффективного государственного управления и, конечно, с учетом возможного ущерба, нанесенного в результате несанкционированного обнародования (раскрытия) соответствующих сведений.


Указанная проблематика частично была предметом исследований ведущих учёных. Однако в трудах ученых и исследователей информационного права не выявлено комплексного анализа содержания понятия «информационные ресурсы государства», а также концептуальных подходов к формированию принципов защиты информационных ресурсов государства различных видов.


Так, учёные предлагают включать к содержанию понятия «информационные ресурсы государства» информационные ресурсы, которые были созданы, приобретены, накоплены за счет средств из государственного бюджета, а также внебюджетных государственных фондов и налогоплательщиков. Такой подход не позволяет однозначно включать в объем понятия «информационные ресурсы государства» персональные данные, а также другую информацию, в частности, и с ограниченным доступом, принадлежащего физическим и юридическим лицам, полученную органами государственной власти в связи с выполнением их полномочий.


Например, сведения об имущественном состоянии физического или юридического лица (конфиденциальная информация о лице или коммерческая тайна), которые на законных основаниях находятся во владении или пользовании органов государственной власти, должны также защищаться, чтобы исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.


Ведь существующие, например, в налоговых, таможенных и других органах автоматизированные информационно-аналитические системы содержат сведения, принадлежащие негосударственным субъектам.


Кроме того необходимо расширять источники таких ресурсов за счёт информации библиотек, архивов, баз данных органов государственной власти, а также ресурсов государственных научных учреждений, государственных телерадиокомпаний и печатных СМИ, государственных интернет-ресурсов, государственных информационных агентств.


На данный момент, не будучи объектом права интеллектуальной собственности, информационные ресурсы государства часто являются предметом претензий со стороны владельцев исключительных прав и информации (предприятий и организаций). Правоотношения, складывающиеся по поводу использования информационных ресурсов государства, можно охарактеризовать как комплексные, так как такие отношения могут одновременно касаться вопроса, связанного с защитой прав на информацию, коммерческих данных и недобросовестной конкуренцией.

Читайте еще

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии - авторизация, а если Вы впервые, то нужно зарегистрироваться в системе