deHack.ru » Статьи по безопасности » Промышленная разведка как составляющая стратегии развития компании

Промышленная разведка как составляющая стратегии развития компании

Промышленная разведка как составляющая стратегии развития компании

В популярной литературе о разведке распространены такие понятия, как экономическая разведка, промышленный шпионаж, коммерческая разведка, военная разведка, политическая разведка, космическая разведка и т.д. Мы назвали различные виды разведки, которые с одной стороны, связаны между собой, а с другой - несут в себе понятийные различия. Поэтому на первоначальном уровне выделяются экономическая, военная и политическая разведки. Каждая из них, в свою очередь, делится на составные части.


Экономическая разведка наиболее сложная по своей структуре. Нередко экономическую и промышленную разведку ставят рядом или пытаются показать как независимые друг от друга. Необходимо иметь в виду, что экономическая разведка интересуется всей информацией, имеющей жизненно важное значение, обеспечивает преимущества конкуренту и которая касается таких сторон его хозяйственной деятельности:
- ресурсов, имеющихся в распоряжении;
- процессов производства экономических благ, то есть технологий;
- процессов распределения и обращения;
- процессов потребления;
- процессов моделирования производства и экономических явлений;
- исследовательских процессов.


Промышленная разведка охватывает научные исследования, технологии, организации производственных процессов, разведку ресурсов.


Здесь четко определились свои направления. Первым и важнейшим из них можно назвать научно-техническую разведку. В ее рамках формируются свои подсистемы: разведка в области фундаментальных наук и в опытно-конструкторских работах. Если первое направление определяет принципиальные направления решения отдельных проблем, то второй обеспечивает реальные подхода к получению возможных выгод за счет производства новых компьютеров, самолетов, автомобилей, холодильников и т.д.


Относительно самостоятельным направлением промышленной разведки является технологический шпионаж. Нередко развиваются действительно драматические баталии, когда готовы к применению технологии вдруг оказываются в руках конкурентов.


Особое место в области промышленного шпионажа занимает разведка ресурсов. Безусловно, ресурсы всегда только потенциальным источником высоких доходов. Но они могут сыграть важную роль в условиях и высоко, и низкотехнологичных производств.


В рамках последнего особое внимание уделяется разработке конкурентом продукта, организации рекламы, продаж, рынков и т.д. Можно выделить и такое важное направление, которое касается финансов предприятия, региона, отрасли, страны.


Отмеченная классификация весьма условна и, нетрудно заметить, опирается на функциональные особенности объекта разведки, то есть конкурента.


Классификация разведки может определяться и объектом шпионажа или субъектом экономических и правовых отношений. Экономическая разведка организуется против отдельных граждан, то есть физических лиц, против отдельных фирм, организаций и предприятий и, наконец, против государства. Все эти виды разведки взаимосвязаны между собой. Но в данном случае нас интересует в большей степени экономическая разведка против конкурентов-предприятий, то есть юридических лиц.


Если ваш конкурент солидный и имеет исследовательские и конструкторские подразделения, большой интерес для вас должны представлять фундаментальные и прикладные разработки продукты и технологий.


Кроме того, в отношении продукта или услуги конкурента для вас интересными будут такие показатели, как объемы и тенденции развития производства, будущие изменения в номенклатуре продукции, технологии и оборудовании, качества и эффективности изделий.

Читайте еще

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии - авторизация, а если Вы впервые, то нужно зарегистрироваться в системе