deHack.ru » Статьи по безопасности » Экономическая разведка средних и малых компаний.

Экономическая разведка средних и малых компаний.



Экономическая разведка средних и малых компаний.

Разумеется, средние и малые компании не могут позволить себе содержание мощной и широкой сети экономической разведки, как у транснациональных и национальных корпораций, поскольку не обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Вместе с тем у них достаточно мотиваций и средств, чтобы содержать хотя и небольшую, но специализированную службу разведки.


Среднее предприятие может позволить себе содержать специальный разведотдел или группу, о которой знает очень узкий круг лиц. Отдел может быть самостоятельным или группой какого-либо подразделения фирмы. Он может называться "отдел исследования внешней среды". Этот отдел организует экономическую разведку по следующим основным направлениям:
- Обработка легальной экономической информации о конкурентах служащими фирмы;
- Вербовка "местных" и "внутренних" агентов конкурентов;
- Установление контактов с независимыми агентствами и агентами;
- Организация лобби на местном уровне.


Все отмеченные направления работы требуют бюджетного обеспечения, кроме расходов на содержание специальных работников (организаторов разведки). Задача последних сводится не столько к добыванию информации, сколько в организации такого извлечения, причем в основном в скрытой форме. Эти затраты определяются объемом и ценностью обрабатываемой информации.


Необходимо обработать доступный, но иногда объемный материал о конкурентах, содержащийся в открытой информации: газетные, теле- и радиоматериалы, статистическая отчетность, проспекты, поставщики, покупатели и т.д. Задача простая - чтобы во всех отделах и службах найти специалистов, которые могли бы отбирать и обрабатывать необходимую информацию о конкурентах. Этим работникам необходимо обеспечить доступ к информационным материалам, дать возможность посещать выставки, библиотеки, обзоры. Данная работа может быть организована на конфиденциальной основе.


Она может быть частично отнесена в служебные обязанности, а частично должна поощряться соответствующими надбавками к заработной плате, премиям, льготами и т.п. Финансист должен следить за финансовой устойчивостью, платежеспособностью конкурентов, покупателей, поставщиков. Службе главного инженера, технолога лучше присматривать за зарегистрированными патентами, лицензиями, организацией производства, работникам кадровых служб легче следить за персональными перемещениями во внешней среде.


Работа по вербовке местных и внутренних агентов не может быть перепоручена кому-то, кроме непосредственных сотрудников отдела - это очевидно. Контакты с независимыми разведывательными агентствами и агентами также должны вестись теми же лицами. В то же время к работе по обеспечению лоббизма могут привлекаться специалисты фирмы, по сфере своей работы могут иметь контакты с местной администрацией. Для этих целей также могут использоваться отдельные благотворительные акции, организуемые фирмой.


Малые предприятия для успешного выживания в условиях конкуренции должны вести коммерческую разведку той среды, в которой они функционируют. Поскольку малые предприятия работают на свободных, хотя и локальных рынках, у них в отличие от крупных корпораций и средних фирм есть множество конкурентов.


Таким образом, особенности организации экономической разведки на предприятиях различных типов сводятся к изменению соотношения между внешними и внутренними источниками получаемой информации. По мере увеличения размеров предприятия относительно сокращается доля информации приобретаемой в независимых разведывательных агентствах, консалтинговых фирмах и консультантов и возрастает значение специальных разведывательных подразделений корпораций.

Читайте еще

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии - авторизация, а если Вы впервые, то нужно зарегистрироваться в системе