Одной из первоочередных проблем в решении задач по защите коммерческой тайны предприятия является правильное и своевременное определение информации, которая будет защищаться как коммерческая тайна. Правильное и своевременное определение сведений, составляющих коммерческую тайну, является одним из центральных элементов в системе мер, которые должны осуществляться предприятием по защите своей собственности и обеспечению экономической безопасности. При других условиях эффективность и действенность системы правовой защиты коммерческой тайны предприятия значительно снизится.
Отнесение сведений к коммерческой тайне диктуется, прежде всего, необходимостью обеспечения экономической безопасности предприятий, ведущих свою деятельность в жестких условиях конкурентной борьбы, недобросовестной конкуренции.
Поскольку секретность определенной информации может способствовать достижению максимальной прибыли, как коммерческую тайну целесообразно защищать те сведения предприятия, которые позволяют повышать конкурентоспособность собственных товаров и услуг на рынке.
При организации работы по определению сведений, подлежащих защите в качестве коммерческой тайны, следует решать две основные задачи, стоящие перед предприятием: во-первых, на правовой основе определить наиболее ценную информацию коммерческого характера с целью предупреждения ее утечки к конкурентам, и, по- Во-вторых, выделить такую, которая бы способствовала повышению приоритета, имиджа предприятия на рынке и могла бы быть использована в рекламных целях.
При организации работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо учитывать нормы правовых актов, регулирующие отношения в области информации, а также ряд других обстоятельств.
Определяющим признаком (обязательным реквизитом) документов, содержащих коммерческую тайну, является наличие в них ограничительных грифов типа "Коммерческая тайна - особенно важно", "Коммерческая тайна - строго конфиденциально", "Коммерческая тайна - конфиденциально" и других (за исключением ограничивающих грифов, которые принадлежат к государственной тайне: "Совершенно секретно", "Секретно" и т.д..).
Наконец, при определении сведений, составляющих коммерческую тайну, следует учитывать интерес и стремление конкурентов, которые всегда нацелены на получение необходимой информации о сопернике для выживания в конкурентной борьбе.
Практика показывает, что основные направления конкурентов сводятся к получению информации:
- финансовое положение предприятия-конкурента;
- научные разработки, идеи;
- руководство и разработчиков продукции, оборудования, идей, стратегий и т.п.;
- прогнозы его развития в будущем;
- условия контрактов и соглашений;
- сведения о технологической и технической спецификации производимой и перспективной продукции;
- маркетинг и стратегию цен;
- будущие рекламные компании;
- систему и организацию безопасности предприятия.
Для внедрения любых инноваций, составляющих коммерческую тайну, разрабатываются конкретные бизнес-планы с учетом расходов на ее защиту. К таким затратам относятся разовые закупки технических средств защиты объектов, систем сигнализации и их монтаж, а также текущие расходы: расходы на содержание специалистов по эксплуатации систем сигнализации и работников, которые постоянно занимаются вопросами обеспечения защиты коммерческих секретов, а также на содержание помещений службы безопасности, печать специальных бланков, пропусков и т.п..
Читайте еще
|