В наше время, когда роль информации как производственного ресурса постоянно растет, нельзя оставлять сферу информационного обеспечения управления предпринимательской деятельностью без достаточного внимания. Данный вопрос требует неотложных теоретических и практических разработок.
Большинство крупных корпораций, как правило, олигополистами и имеют на рынке 2-4 подобных себе конкуренты. Имея большие капиталовложения и мощную производственную инфраструктуру, они не могут уйти в рыночную нишу как, например, "Кока-Кола" или "Жиллет", и обречены судьбой на вечную конкурентную борьбу между собой. Поэтому все они хорошо разветвленные сети экономической разведки и службы безопасности. Корпорации США терпят убытки от экономического шпионажа в сумме порядка двадцати миллиардов долларов ежегодно. По некоторым данным, крупные корпорации на организацию разведки тратят около полутора миллиардов долларов, т.е. на каждый доллар затрат по добыче секретной информации получено более 13 долларов дохода. В традиционном бизнесе хорошим считается прибыль в размере 15-25 центов, в венчурном предпринимательстве - 1-2 доллара прибыли на доллар затрат. Как видим, сфера деятельности разведки настолько выгодна, что не может оставаться вне поля зрения крупных корпораций.
Разведывательная служба крупной корпорации зачастую отделена в форме холдинговой компании, штаб-квартира которой также находится подальше от глаз сотрудников компании. Компании с годовыми оборотами в десятки миллиардов долларов имеют рынки внутри страны базирования и в десятках зарубежных государств. Поэтому все спецслужбы разведывательной организации корпорации делятся на две группы:
1) спецслужбы страны базирования;
2) спецслужбы в зарубежных странах.
Спецслужбы в стране базирования, как и зарубежные, ведут работу по различным направлениям: связь с государственными разведывательными службами, лоббизм в государственных и местных законодательных и исполнительных органах власти, непосредственная разведка конкурента. Прежде разведка корпорации пытается установить связь с государственной разведывательной службой. Эти связи устанавливаются на основе личных, когда в спецслужбы корпораций принимаются на работу разведчики, уходящие в отставку, из государственных служб. Государственные спецслужбы могут передавать "побочную" продукцию разведки корпорациям - она не может не представлять ценность с точки зрения военно-политических целей, но имеет ключевое значение для фирмы.
Непосредственная разведка конкурента в организационном плане осуществляется через деятельность филиалов разведывательной службы корпорации, расположенных по отдельным регионам страны базирования. При этом они могут специализироваться по отдельным направлениям экономической разведки: финансовой, технологической, кадровой и т.д.
Наряду с филиалами центральной штаб-квартиры спецслужбы корпорации в ее системе могут быть и относительно самостоятельные агентства, также работают по многим направлениям.
Наибольшую опасность для предприятий составляют внешние угрозы, потенциальными носителями которых зачастую являются деловые партнеры и конкуренты. Поэтому вопросу отслеживания угроз, идущих от них, следует предоставлять большого внимания. Для этого необходимо постоянно собирать информацию о конкурентах и деловых партнеров.
При организации соответствующих подразделений внутри предприятия следует помнить, что только сбалансированная система экономическая разведка - защита собственных секретов и информации может дать значительный экономический эффект от вложенного в них капитала и трудовых ресурсов.
Читайте еще
|