Особенностью легальных методов сбора информации является то, что из огромной массы материала нужно извлечь буквально капли сведений. Например, в газетном очерке о конфликте на фирме вы находите некоторые сведения о менеджере, который вас интересует, его образ жизни или сведения о технологии, что может быть использовано в конкурентной борьбе.
Сбор информации с легальных каналов должен развиваться по разным направлениям. В средних и крупных фирмах к этой работе по направлениям (финансы, производство, менеджмент, маркетинг, кадры и др.). Привлекаются отдельные работники. Им обеспечивается доступ к необходимым легальным источникам информации. За счет фирмы покупаются книги, справочники, выписываются журналы, газеты, включаемых в сеть "Интернет" и т.д. Если нет отдельных источников на предприятии, служащим, которые занимаются сбором легальной информации, разрешается в служебное время работать в библиотеках за пределами предприятия, посещать выставки, презентации, если необходимо, они могут специально командироваться в другие города и страны. Чтобы исключить злоупотребления в этой работе, каждый выезд, посещение или командировка должны заканчиваться информационной справкой о тех или иных объектах.
Одним из весьма эффективных методов сбора легальной информации является привлечение к этой работе агентов-экспертов (они могут быть работниками государственных органов, посреднических организаций, консалтинговых фирм). Эта категория специалистов, как правило, хорошо знает ситуацию в отрасли и регионе, неплохо ориентируется в информационных потоках. Особое место в этой категории занимают ученые и преподаватели высших специальных учебных заведений, имеющие развитые навыки анализа и обобщения материала.
В современных условиях для целей экономической разведки широко используются официальные представительства за рубежом: от посольств, консульств до торговых и иных представительств. Обычной практикой в этих учреждениях является подготовка экономических обзоров на основе легальных источников информации. Задачи такого рода относятся в служебные обязанности работников этих учреждений. Образец организации такой легальной экономической разведки демонстрирует Япония, создавшая довольно-таки эффективную систему сбора научно-технической и коммерческой информации о своих зарубежных конкурентов.
Собранный таким образом материал накапливается в архиве базы данных. Здесь он систематизируется по объектам разведки и отдельным направлениям. Среди объектов разведки, как уже подчеркивалось, в первую очередь интересуют конкуренты, поставщики, потребители, руководители госорганов управления, профсоюзных организаций, а также политических партий и движений. Поэтому сначала в базе данных выделяются эти объекты. Затем, в базах данных о конкурентах, поставщиках и потребителях выделяются внутренние базы данных, характеризующих финансы, производство (технологии, продукт, НИОКР), менеджмент, маркетинг и персонал.
Систематизированный таким образом материал подлежит дальнейшей аналитической обработке. Конечно, и схема систематизации базы данных экономической разведки привязывается к конкретной ситуации.
В заключение необходимо обратить внимание еще на один штрих, касающийся легальных методов сбора информации: эти данные требуют особенно тщательного анализа и повторного осмотра, потому что в них может оказаться и дезинформация конкурента, которая специально запускается в средствах массовой информации для сокрытия истинного положения, чтобы получить кредит, заказ, избежать официального признания банкротства.
Читайте еще
|